Федеральный законопроект обяжет иметь новый кассовый аппарат даже тех предпринимателей, кто ранее не был обязан работать с ККТ и ужесточит правила применения ККТ

Минфин опубликовал для обсуждения проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 22 мая 2003 г №54-ФЗ « О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт» и в Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Какие предварительные выводы можно сделать, если закон примут окончательно в этом виде?
  1. Проект предусматривает революционные изменения в этой сфере, прежде всего новые требования к самим кассам.
2.Вводится понятие ККТ с функцией передачи данных в электронном виде в адрес налоговых органов. Это означает:
— создание системы автоматизированного контроля применения ККТ налогоплательщиками;
— учёт полноты выручки (доходов) с целью выявления правонарушений;
— осуществление «точечных» результативных проверок налогоплательщиков;
— формирование не только бумажного, но и электронного чека, который по требованию должен быть отправлен по сети «Интернет» покупателю.
  1. Все сведения по продажам будут переданы по каналу передачи данных в налоговую инспекцию и будут храниться в централизованной базе данных.
  2. В налоговой инспекции с 1 января 2016 г будут регистрироваться только кассовые аппараты с функцией передачи данных.
  3. Требования к кассовому чеку и БСО (бланку строгой отчётности) едины. Таким образом, плательщики ЕНВД и Патента также обязаны будут применять с 1 января 2016 года ККМ с функцией передачи данных в электронном виде. Исключения коснуться небольшого круга услуг, утверждённого Правительством РФ.
  4. В правила применения ККТ вводится понятие «оператор фискальных данных». На него возлагается задача передачи, обработки фискальных данных от кассового аппарата в налоговую инспекцию, хранения информации на своих серверах в течении пяти лет.
  5. Налогоплательщик будет обязан заключить договор с оператором фискальных данных. Форма оплаты кредитная. Если нет оплаты, соответственно, нет передачи данных от ККТ через оператора фискальных данных в налоговую инспекцию. Ответственность, при этом, возлагается на налогоплательщика.
  6. На бизнес будет возложена обязанность не только выдать чек покупателю, но и направить его в налоговые органы в электронном виде, а также переслать покупателю по его требованию.
  7. Закон может вступить в силу с 1 января 2016 года. Старую кассовую технику можно будет использовать до окончания срока ее действия, но не дольше семи лет с момента регистрации.
  8. Неприменение кассовой техники может повлечь более значительные штрафы, чем раньше. Поправки в Кодекс об административных нарушениях предусматривают, по сути, безразмерные штрафы. Если продавец проводит платежи мимо кассы, то штраф будет определен в размере от трех четвертей до полного размера суммы этих платежей, причем как для юридических лиц, так и для граждан.
11.Исключение применять контрольно-кассовую технику законопроект предусматривает для тех, кто работает в труднодоступных, отдаленных от сетей связи местностях. Если связи нет, можно использовать нынешние кассы без передачи данных. А в отдаленных местностях, список которых регионы утвердят самостоятельно, можно вообще не применять кассы при условии выдачи покупателю другого документа, подтверждающего расчет.
Освобождение от касс также сохраняется для индивидуальных предпринимателей и организаций, занимающихся некоторыми видами мелкорозничной торговли, такой как продажа мороженого, кваса, разносная торговля, продажа билетов. Правда, из льготного списка будет исключена торговля на ярмарках, рынках и выставочных комплексах.
Таким образом, созданная система автоматического контроля повысит фискальные функции налоговой инспекции по учёту доходов налогоплательщиков, дисциплинирует налогоплательщиков по уплате налогов и собираемости штрафов за неприменение ККТ.
ККТ дополнительно будут оснащены устройствами не только хранения, но и шифрования и передачи данных. А это, в свою очередь, может привести к увеличению стоимости кассовой техники. Примерная цена, может фигурировать в районе 35-50 тыс. рублей. Также необходимо будет оплачивать канал передачи данных и место хранения на сервере оператора фискальных данных.
Кроме этого, предусматривается смена ключей фискального признака в шифровальных средствах защиты информации ККТ.  Стоимость этих работ пока неизвестна.
Подводные камни ждут предпринимателей и в надёжности каналов передачи данных через интернет, подтверждения получения их налоговой инспекцией.
При этом, обращаем внимание, что  в течение семи лет с момента первичной регистрации в налоговой инспекции можно работать на существующих сегодня моделях ККТ и по существующему закону на сегодняшний день. Если зарегистрировать кассовый аппарат в 2015 г., то работать можно до 2022 г. без лишних проблем. А если аппарат был введён в эксплуатацию в 2009 году, то с 1 января 2016 г. он автоматически будет снят с учёта, и предпринимателю  будет необходимо приобретать новую ККТ.
Надеемся, что данная информация будет Вам полезна для дальнейшего ведения бизнеса и принятия правильного решения.